Цифровая образовательная среда в МБОУ СОШ № 3 пос.Эльбан
Одним из проектов в рамках национального проекта «Образование» является «Цифровая образовательная среда».
Суть его заключается в том, чтобы к 2024 году выполнить ряд мероприятий, которые позволят создать современную цифровую образовательную среду.
- Организовать работу Центра цифровой трансформации образования.
- Создать центры цифрового образования детей «IT-куб», в том числе за счет федеральной поддержки.
- Внедрить в образовательную программу современные цифровые технологии в школах 75 субъектов РФ.
Что же дает цифровая образовательная среда (ЦОС)?
Для учащихся:
- расширение возможностей построения образовательной траектории;
- доступ к самым современным образовательным ресурсам;
- растворение рамок образовательных организаций до масштабов всего мира.
Для родителей:
- расширение образовательных возможностей для ребенка;
- снижение издержек за счет повышения конкуренции на рынке образования;
- повышение прозрачности образовательного процесса;
- облегчение коммуникации со всеми участниками образовательного процесса
Для учителей:
- снижение бюрократической нагрузки за счет ее автоматизации; снижение рутинной нагрузки по контролю выполнения заданий учениками за счет автоматизации;
- повышение удобства мониторинга за образовательным процессом; формирование новых возможностей организации образовательного процесса;
- формирование новых условий для мотивации учеников при создании и выполнении заданий;
- формирование новых условий для переноса активности образовательного процесса на ученика;
- облегчение условий формирования индивидуальной образовательной траектории ученика.
Что же дает ЦОС для школы:
- повышение эффективности использования ресурсов за счет переноса части нагрузки на ИТ;
- расширение возможностей образовательного предложения за счет сетевой организации процесса;
- снижение бюрократической нагрузки за счет автоматизации;
- расширение возможностей коммуникации со всеми участниками образовательного процесса.
Таким образом, формирование цифровой образовательной среды в образовательной организации — насущная необходимость.
Что уже сделано в соответствии с ФГОС к условиям реализации образовательной программы:
· Первое требование ФГОС-это эффективное управление образовательной организацией с использованием современных цифровых инструментов, современных механизмов финансирования;
В нашей школе уже эффективно используются современные цифровые ресурсы:
· 1 С Хронограф
· 1 С Бухгалтерия
· Парус. Бюджет
· ФИС ФРДО
Второе требование ФГОС - работа ИБЦ. В школе уже создан и плодотворно работает, пользуясь большим спросом и у детей, и у учителей, информационно-библиотечный центр с рабочими зонами: оборудованным читальным залом, есть отдельное книгохранилище, обеспечивающее сохранность книжного фонда, медиатека; обеспечен доступ к информационным ресурсам сети Интернет, в частности, к ресурсам группе компаний ЛитРес, учебной и художественной литературе, коллекциям медиа-ресурсов на электронных носителях, к множительной технике для тиражирования учебных и методических текстографических и аудиовидеоматериалов, результатов творческой, научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся. На его базе проводятся классные часы, беседы, профориентационные мероприятия, дистанционные конкурсы, видеоконференции и т.д.
По требованию ФГОС сайт ИБЦ является составной частью сайта школы и постоянно развивается и пополняется актуальной информацией.
· Следующее требование – это размещение продуктов познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в информационно-образовательной среде образовательного учреждения. На сайте школы имеется ссылка для перехода на сайт научного общества учащихся «Интеллект», где размещен банк работ школьников.
· Требование о планировании образовательного процесса, фиксации его динамики, промежуточных и итоговых результатов нам позволяет выполнять информационно-образовательная система «Дневник.ру». Мы уже девятый год пользуемся ее постоянно расширяющимися возможностями и очень довольны.
Исходя из вышесказанного, можно сказать, что школа на пути формирования современной цифровой образовательной среды.
На сегодняшний день созданная в школе ЦОС обеспечивает решение следующий задач:
- информационно-методическую поддержку образовательного процесса; - через ИБЦ, открытый доступ к сети Интернет
- мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса через Дневник.ру;
- современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации – ЛВС учреждения, широкий спект отчетов в ИОС Дневник.ру;
- дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей (законных представителей) педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности), в том числе в рамках дистанционного образования посредством электронной почты, групповых чатов в мессенджерах, ИОС Дневник.ру
- дистанционное взаимодействие образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы: учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности через электронную почту, работу на единых информационных порталах.
Все это позволяет работать оперативно, эффективно и, как следствие, давать более качественный результат.
Формирование ЦОС в каждой образовательной организации — процесс уникальный и должен учитывать множество факторов. При формировании ЦОС в образовательной организации следует принять во внимание ряд ключевых аспектов:
- уровень сформированности ИКТ-компетенции педагогов ОО. На слайде вы видите показатели данного аспекта в нашей школе.
- обеспеченность школы необходимым оборудованием и возможности внедрения информационных и коммуникационных технологий в практику преподавания всех учебных предметов. В школе на 01.09.2019 г. оборудовано персональным рабочим местом учителя с доступом к сети Интернет и ЛВС – 100%, проектором (ИД) 70% учебных кабинетов, кроме того + оснащены рабочие места управленческого персонала, учителя-дефектолога, социального педагога, педагога-психолога, педагога-библиотекаря, педагога-организатора, библиотекаря. Имеются оснащенный актовый зал, кабинет Совета старшеклассников, ИБЦ.
- Аспект -возможности внедрения информационных и коммуникационных технологий в деятельность воспитательной службы ОО и служб сопровождения;
- Следующий аспект - условия для практического применения компьютерной техники и иных цифровых инструментов всеми участниками образовательных отношений (работа ИБЦ, ежегодное участие в конкурсе «Цифровые каникулы», учеба дистанционно на различных порталах);
- возможность открытого доступа к информационным каналам локальной внутренней сети, глобальной сети Интернет и к ресурсам медиатек (как в учебно-воспитательном процессе, так и в финансово-хозяйственной деятельности);
- непрерывность развития технической инфраструктуры цифровой образовательной среды (на диаграмме видно сколько финансовых средств мы тратим на Цифровую образовательную среду за последние три года).
Можно сказать, что все моменты организационного этапа формирования ЦОС школы нами пройдены. Учителя активно пользуются, а дети активно участвуют в различных дистанционных мероприятиях. Например, на портале «Учи.ру», где наша школа является одной из активных школ, зарегистрировано 23% обучающихся школы, из них 90% - активные пользователи.
Результатом такой работы должно стать функционирование и развитие школьной йифровой образовательной среды с целью устранения препятствий эффективной реализации образовательных программ и услуг, связанных с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в условиях цифровой трансформации образования, а также для автоматизации и повышения эффективности организационно-управленческих процессов в школе.